Воронеж, ул. Беговая, 225б • (473) 280-280-0
 

Зачем нужно грудничковое плавание?

«Зачем нужно грудничковое плавание?», «Раннее плавание. Чего можно ожидать от него?» «Могут, ли груднички плавать?».

Чтобы точно разобраться в вопросе мы поговорили с врачом педиатром медицинского центра "Детский доктор" Рожненко Екатериной Геннадьевной.

Вода ― это привычная среда для новорожденного, которая напоминает о времени, проведенном в утробе матери..

КОГДА И ГДЕ ПОЯВИЛОСЬ ГРУДНИЧКОВОЕ ПЛАВАНИЕ?

Многие ученые считают, что детское плавание существовало еще много веков назад у народов, живущих рядом с водой. То, что сейчас принято называть грудничковым плаванием, открыла госпожа Тимерман в 1939 году в Австралии. По совету врача Тимерман стала брать ребенка с собой в бассейн в жаркие дни и заметила, что его самочувствие в дни таких процедур заметно улучшается. Впоследствии Тимерман написала книгу, которая стала всемирным учебником по детскому плаванию.

Разумеется, у Тимерман появились последователи: по всему миру стали проводить эксперименты с плаванием малышей. Этим опытом заинтересовались ученые, и во второй половине 60-ых годов был создан Экспериментальный научно-исследовательский институт детского плавания. В течение 3 лет проводились исследования, в которых приняли участие более 600 детей. Результаты были колоссальными: ученым удалось доказать возможность обучения плаванию малышей грудного возраста и обосновать пользу занятий грудничковым плаванием для здоровья детей. Ученые заметили, что малыши, с детства занимающиеся плаванием, болеют в разы меньше, чем их сверстники. Кроме того, раннее плавание улучшало их физическое развитие и двигательную активность, успокаивало нервную систему, улучшало сон и аппетит.

В России грудничковое плавание появилось в 1962 году благодаря Игорю Чарковскому. Его дочь родилась недоношенной с весом всего лишь 1600 грамм, но он сумел реабилитировать ее с помощью занятий плаванием. Уже к девяти месяцам девочка обогнала своих сверстников в физическом развитии. Первые рекомендации по плаванию грудных детей разработал врач и методист по лечебной физкультуре Владимир Гутерман. Они увидели свет 1978 году. Также в 1978 году вышла известная книга «Плавать раньше, чем ходить» председателя Всесоюзной Федерации плавания, врача Захария Фирсова, также содержащая рекомендации по плаванию грудных детей.

Таким образом этот вопрос достаточно давно и глубоко изучается.

Результаты последних исследований показали, что физическое развитие мальчиков экспериментальной  группы превышали показатели девочек. В процессе плавания прибавки длины тела были практически одинаковыми. Грудное плавание влияет на жироотложение, толщина почти всех кожных складок на протяжении года уменьшается. У мальчиков и девочек экспериментальной группы рост выше, чем контрольной. По шкале педиатров к 12 месяцам рост у экспериментальной группы выше среднего, а у контрольной среднего. Развитие детей экспериментальной группы на 1-1,5 месяца раньше. У контрольной  группы задержка  речевого развития встречалась в четыре раза чаще. Заболеваемость детей экспериментальной группы на 30 % меньше, без антибиотикотерапии, чем контрольной и с антибиотикотерапией. Аллергический дерматит экспериментальной  группы встречается у 10% детей, у контрольной  40% и более длительный. 

Анализ литературных данных и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы

Анализ данных научно-методической литературы показал, что 

грудничковое плавание используется в неврологической реабилитации, лечение последствий гипоксии; 

улучшает обменные процессы в организме новорожденного, лучше адаптирует его к окружающей среде; 

плавание помогает нормализовать внутричерепное давление, восстановить мозговое кровообращение, избавляет младенца от судорожных состояний; 

во время ныряний  в воде при дыхании "включаются" все отделы легких, что очень важно для детей, пребывавших в состоянии угнетения дыхания при кесаревом сечении, обвитии пуповины вокруг шеи, аспирации (захлебывании) околоплодными водами во время родов; 

воздействие водного массажа благотворно сказывается на моторике кишечника, являясь профилактикой запоров и кишечных колик; 

нервно-психическое развитие детей, опережают аналогичные показатели нормы; 

улучшаются мышечный тонус, рефлекторная активность, сон, нормализуется эмоциональный статус; 

создаётся более тесный психологический контакт с родителями. 

Разработан комплекс упражнений, направленный на развитие детей грудного возраста. В экспериментальный комплекс физических упражнений входили такие упражнения как: массаж; суставная гимнастика; динамическая гимнастика; поддержки в грудничковом плавании; подготовка к нырянию; ныряние. 

Доказана эффективность предложенного комплекса упражнений грудничкового плавания, которая была выявлена:

- плавание с нырянием оказывает выраженный положительный эффект на организм ребенка в виде снижения частоты аллергического дерматита на 30%; 

- наблюдается снижение заболеваемости ОРВИ на 30% по сравнению с контрольной группой и течение отмечается в более легкой форме; 

- нервно-психическое развитие детей, опережают аналогичные показатели детей контрольной группы, что особенно выражено в показателях общих движений и движений рук, а также  развития эмоций и речи;

- наблюдается улучшение мышечного тонуса, рефлекторной активности, сна, нормализуется эмоциональный статус;

-тесный психологический контакт с родителями. 

Дети, чьи родители применяют методику раннего обучения плаванию, растут здоровыми, закаленными, психически уравновешенными. Маленькие пловцы реже болеют, хорошо обучаются, обладают хорошей памятью (в том числе и двигательной), отличаются редкой уравновешенностью и умением выбирать верные решения в сложных ситуациях. 

Раннее плавание способствует быстрому физическому и психомоторному развитию ребенка, снижает присущий младенцам первых месяцев жизни повышенный тонус мышц сгибателей, обеспечивает ускоренное формирование двигательных умений. 

Вода - лучший массажист для маленького ребенка, ласковый и очень эффективный. Она гладит кожу с оптимальным давлением, чем улучшает кровообращение и укрепляет нервную систему грудничка. 

Физические упражнения, которые ребенок выполняет в воде, уже в самом раннем возрасте способствуют увеличению объема его легких, а значит, и обогащению крови кислородом. 

Все вышеперечисленное, вместе с закаливающим действием воды, является хорошей профилактикой заболеваний.

Вот некоторые физические свойства воды, объясняющие положительный эффект от занятий в бассейне:

·         · Плотность воды превышает плотность воздуха более чем в 800 раз и является основной причиной сопротивления движению тела ребенка в воде. Перемещение в плотной среде обеспечивают ребенка пропреоцептивными ощущениями и как следствие, сенсорно насыщают ребенка.

·         Теплопроводность и теплоемкость воды во много раз превышает теплоемкость и теплопроводность воздуха. Это активизируют биохимические процессы организма, связанные с выделением тепла, которые еще больше усиливаются благодаря мышечной деятельности. При одной и той же температуре воздуха и воды организм теряет в воде почти в 30 раз больше тепла. По этой причине вода является мощным средством закаливания. Очень важно при закаливании малыша подобрать индивидуальную температуру для занятий, которая зависит от веса ребенка, скорости адаптации, состояния мышечного тонуса, этапа занятия плаванием, а также, индивидуальных предпочтений ребенка.

·         Плавучесть тела — это состояние тела в воде, на которое, согласно закону Архимеда, действует выталкивающая сила, равная массе вытесненной жидкости. Ребенок при погружении в воду теряет в массе столько, сколько весит вытесненная им вода, что снижает нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Данный факт имеет значение при ортопедических проблемах, так как осевая нагрузка на опорно-двигательный аппарат в воде незначительная.

·         Сопротивление воды при плавании, а конкретно сопротивление формы тела пропорционально квадрату скорости движения в воде на поперечное сечение тела. Даже при небольшом увеличении скорости тела при проводке ребенка в вертикальном или полувертикальном положении значительно увеличивается сопротивление воды, что заставляет прилагать максимум усилий, и вызывает утомление. Понимание этого позволяет варьировать нагрузку на ребенка, исходя из задач и этапа занятия.

Таким образом , подведем итог.

Гидрокинезотерапия (грудничковое плавание) назначают для

·         тренировки мышц, органов дыхания, нервной системы;

·         Укрепления иммунитета

·         развития выносливости;

·         улучшения аппетита и повышения качества сна;

·         создания благоприятных условий для моторного развития (многие пловцы начинают сидеть, стоять, ползать и ходить раньше сверстников);

·         снижения нагрузки на опорно-двигательный аппарат;

·         помощь сердцу и сосудам;

·         польза для вестибулярного аппарата;

·         развитие реакции, зрительного восприятия движений, формирование когнитивной гибкости.

Иногда врачи могут рекомендовать грудничковое плавание в лечебных целях. Приведем в пример возможные показания:

1.      Задержке и отставании в психомоторном развитии различного происхождения.

2.      При синдроме повышенной возбудимости и мышечной гипертонии.

3.      При синдроме угнетения ЦНС и мышечной гипотонии.

4.      При снижении и отсутствии безусловных рефлексов.

5.      При синдроме повышенного внутричерепного давления (без упражнения на погружение).

6.      Как метод закаливания организма ребенка.

7.      Как средство, способствующее формированию тазобедренных суставов ( при дисплазии ТБС)

8.      Кривошея

9.      Низкий вес при рождении ( менее 2.5 кг)

10.  Детский церебральный паралич( ДЦП)

А также грудничковое плавание хорошо подходит малышам, рожденным путем кесарева сечения.

  Противопоказаниями к грудничковому плаванию, являются:

1.      Заболевания кожи.

2.      ОРЗ, вирусные и другие инфекции в активной фазе.

3.      Судороги.

4.      Нарастание внутричерепной гипертензии.

 Перед началом занятий обязательно покажите ребенка педиатру и неврологу, которые наблюдают его, чтобы исключить возможные противопоказания для грудничкового плавания.

Исходя из выше сказанного, обращаем Ваше внимание, что в занятиях грудничковым плаванием недопустимо дилетантство, так как дозировка, направленность упражнений, температурный режим, статус центральной нервной системы очень индивидуальны для каждого ребенка и требуют консультации и сопровождения специалиста в данной области.

Помимо решения профилактических и реабилитационных задач, тесное общение с ребенком посредством воды открывает перед ним «водный» мир и способствуем лучшему пониманию родителями своего ребенка. В результате чего ярче и насыщеннее проявляется материнство и отцовство, более мягко проходят возрастные кризисы малыша, устанавливается доверительное отношение ребенка и родителей
Вернуться к списку статей
— Мы в социальных сетях. Давайте дружить?